Наша миссия:
мы поставляем надежные решения
для управления упругой энергией

1-ое выездное заседание Подкомитета по вагоностроению НП «ОПЖТ»

1-ое выездное заседание Подкомитета по вагоностроению НП «ОПЖТ»

30 Ноября 2015

На базе ООО «Уральский Пружинный Завод» 17-20 ноября 2015 года в городе Белорецке Республики Башкортостан было проведено 1-ое выездное заседание Подкомитета по вагоностроению Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники". Тема заседания: «Жизненный цикл пружин подвижного состава железнодорожного транспорта. Современные методы повышения эксплуатационного срока».

В заседании приняли участие члены подкомитета, производители железнодорожного подвижного состава, комплектующих для железнодорожного транспорта, а также отраслевые научные организации, вагоноремонтные предприятия, металлургические компании, производители автомобильной пружинной подвески и другие компании. В рамках мероприятия были рассмотрены вопросы по изготовлению пружин, повышению их качества и надежности на протяжении жизненного цикла.

С приветственным словом к присутствующим обратился Председатель Подкомитета по вагоностроению НП «ОПЖТ» Дмитрий Лосев, который поблагодарил руководство УПЗ за инициативу по проведению мероприятия, посвящённого одному из важных направлений повышения надежности эксплуатации вагонов и обеспечению безопасности железнодорожного транспорта.

- Наряду с вопросами, связанными непосредственно с вагоностроением, с разработкой новых проектов, ремонтопригодностью вагонов и надежностью их эксплуатации, - отметил Дмитрий Николаевич, - актуальными являются и вопросы улучшения отдельных узлов, непосредственно влияющих на эти факторы. Поэтому сегодня мы решили коснуться большой серьезной темы, которая беспокоит всех – это качество пружин и особенности их работы при эксплуатации подвижного состава. Есть четкое понимание того, что качество пружин влияет не только на состояние самой детали, но и может существенно влиять на состояние конструкции вагона. Рессорное подвешивание является одним из важнейших узлов обеспечения безопасности работы подвижного состава и обеспечение качества пружин является актуальной задачей. Уже сегодня необходимо сформулировать основные направления, которые бы позволили повысить уровень надежности данного узла железнодорожного грузового подвижного состава.

По мнению генерального директора ООО «Уральский Пружинный Завод» Дениса Лукманова, возможность производителей пружин напрямую пообщаться с эксплуатацией и ремонтниками вагонов может дать серьезный импульс повышению надежности рессорного подвешивания вагонов. - На данный момент, - отметил Денис Лукманов - сложилась такая ситуация, когда мы не участвуем в разработке продукции на этапе проектирования и выключены из процесса эксплуатации. В итоге не имеем представления, как и в каких условиях работают пружины рессорного подвешивания, какие гарантии должны давать на данный продукт. Поэтому не можем отвечать на те риски, которые возникают в процессе эксплуатации. Но мы готовы совместно с нашими специалистами и партнерами оперативно реагировать и проводить корректирующий анализ, а также участвовать в сервисном обслуживании при понимании причин излома и отказа нашей продукции. Надо отметить - данная работа налажена в производстве автомобильной продукции, и мы надеемся, что подобная практика будет внедряться и в отношении к вагоностроителям и к ремонтирующим вагоны компаниям. С целью более тесного дальнейшего сотрудничества мы обращаемся с просьбой рассмотреть вопрос о включении нашего предприятия после прохождения официальной процедуры в состав НП «ОПЖТ».

Также Денис Салаватович выразил надежду на продуктивность работы в рамках заседания, на то, что озвученные проблемы будут услышаны и восприняты как руководство к действию. - Такие заседания всегда дают новый импульс, ведь на них встречаются люди, занимающиеся одним делом и глубоко погруженные в обсуждаемую тематику, - подытожил он.

В продолжении работы председатель подкомитета ОПЖТ Дмитрий Лосев представил нового члена объединения - Всесоюзный научный исследовательский центр транспортных технологий (ВНИЦТТ).

Дмитрий Николаевич выделил, что проектирование и изготовление новых моделей вагонов повышенной грузоподъемности требует создания новых пружин. Хотя реальность такова, что еще долгое время придется работать и с классическими образцами.

Председатель Подкомитета по вагоностроению НП «ОПЖТ» Дмитрий Лосев ознакомил присутствующих с информацией о количестве отцепок вагонов в эксплуатации по неисправностям пружин рессорного подвешивания тележек грузовых вагонов. По его словам, количество отцепок по изломам пружин не снижается и с 2012 года находится на уровне немного выше 30 тысяч в год, что составляет порядка 2,5 % от общего количества всех выявленных неисправностей и около 13% от неисправностей тележек. Он также констатировал тот факт, что наибольшее количество отцепок грузовых вагонов по изломам пружин рессорного комплекта тележек приходится на холодное время года. В целом же причин отцепок можно назвать несколько, в том числе ошибки в проектировании, нарушения в эксплуатации, неправильные подходы в диагностике при ремонте, несоответствие комплектующих, в том числе пружин. Поэтому необходимо выработать комплексный подход различных служб для решения этих проблем, чтобы в конечном итоге уменьшилось количество отцепок вагонов по изломам пружин.

С докладом о ремонте пружин при плановых видах ремонта и техническом обслуживании грузовых вагонов выступил генеральный директор акционерного общества «Вагонная ремонтная компания-2» Михаил Сапетов. Он дал развернутый анализ выбраковки пружин при проведении входного контроля вагонов, поступающих на плановые ремонты за 10 месяцев текущего года. За этот период было отремонтировано на предприятиях компании 79 тысяч вагонов. Подчеркнул, что при проведении ремонта они оценивают техническое состояние пружин в соответствии с требованиями ремонтной документации. - И, к сожалению, пока при проведении входного контроля ориентируемся не на завод - изготовитель пружин, а на производителя вагона. И статистика соответственно ведется по ним. Это не дает возможности показать работу конкретного того или иного предприятия по производству пружин. И это неправильно. Необходимо переходить на более адресную статистику. В качестве одного из ориентиров для производителей в плане повышения обеспечения качества своей продукции Михаил Владимирович привел анализ неисправностей пружин и пружинных комплектов, по которым в основном была проведена выбраковка в текущем году. А также в плане развития сотрудничества внес предложение о целесообразности ежеквартального формирования анализа неисправностей пружин рессорного комплекта, выявляемых при плановых видах ремонта грузовых вагонов.

Об особенностях конструкции и расчета рессорного подвешивания перспективных вагонов рассказал научный сотрудник отдела динамических расчетов Дирекции проектирования ходовых частей ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» Артем Гусев. Он особо остановился на важности взаимодействия разработчиков грузовых вагонов при расчете ходовых частей с изготовителями пружин для определения путей повышения надежности и характеристик рессорного подвешивания новых моделей вагонов. Также донес до производителей важную информацию о необходимости при современном методе изготовления пружин с высокотемпературной механической обработкой уточнения механических характеристик витков пружины на кручение (предел текучести, условный и истинный пределы прочности). И акцентировал внимание слушателей на особенностях конструкции и расчета рессорного подвешивания перспективных вагонов, на характеристиках современных и инновационных конструкций рессорного комплекта и требованиях к изучению надежности пружин этих комплектов.

По вопросу качества поставляемых пружин для инновационного подвижного состава на заседании выступил заместитель главного конструктора ООО «Уральское конструкторское бюро вагоностроения» Максим Агинских. Он отметил необходимость для производителей пружин уделять особое внимание качеству заготовки и активнее контактировать с поставщиками заготовок (металлургическими заводами) по уменьшению дефектов заготовок, которые выявляются в ходе проведения расследований изломов пружин.

Живое обсуждение вызвал доклад заместителя генерального директора ООО «Уральский Пружинный Завод» Евгения Исламова «Основная маркировка пружин подвижного состава железнодорожного транспорта. Нанесение маркировки горячим способом. Возможные дефекты и альтернативные способы маркировки». Он напомнил о важности идентификации изготовителя пружин, особенно в случае обнаружения брака, приведшего к выходу из строя рессорного комплекта, и рассказал о проведении на базе заводской лаборатории исследований возможных причин излома пружин и корректирующих мероприятиях по их данным. В частности, он остановился на одной из возможных причин излома в месте клеймения, которое наносится на опорные витки пружин. - Мы первыми решили исследовать, - сказал Евгений Людвигович, - как само нанесение клейма влияет на характеристики пружины. Для этого спровоцировали место нанесения маркировки, деформировали его и в результате обнаружили на этом месте появление микротрещин. В связи с этим пришли к выводу, что нанесение второго клейма в соответствии с требованиями, введенными одним из предприятий вагоностроения, повышает риск излома пружины. В связи с этим мы предлагаем более плотно заняться проработкой вопроса нанесения идентификационного клейма альтернативными способами. Сейчас мы сотрудничаем с Центром лазерных технологий Санкт-Петербурга по изучению возможностей нанесения лазерной маркировки. Готовы обсудить этот вопрос с коллегами и провести исследования на базе ООО «Уральский Пружинный Завод», в том числе и по другим способам нанесения основной маркировки.

Об увеличении сроков службы пружин и опыте проведения исследовательских работ по подбору материалов и технологий, проработке покрытий пружин, эксплуатируемых в агрессивной среде, контроле качества рассказал генеральный директор ООО НПЦ «Пружина» Сергей Кривошеев.

Внимание специалистов привлекли доклад технического директора в России и СНГ АО «ВА Курган» Сергея Воротынского о повышении эксплуатационного срока пружин при помощи дробенаклепа и главного инженера ООО «Вагонмаш» Игоря Тимошенко о повышении эксплуатационно-технических и ремонтных характеристик вагонов при использовании пружин рессорного подвешивания, упрочненных объемно-поверхностной закалкой.

Подводя итог этим выступлениям Дмитрий Лосев, констатировал, что к дополнительным путям повышения надежности пружин можно отнести и ужесточения требований ГОСТов на металлопрокат, требований по изготовлению пружин в части равномерности твердости и структуры по всей длине пружины, а также ужесточение контроля за соблюдением правил эксплуатации подвижного состава.

Главным же итогом обсуждения должно стать преодоление существующей разобщенности и налаживание связей между поставщиками комплектующих изделий и производителями, эксплуатацией и ремонтом вагонов.

По итогам конференции были подготовлены конкретные предложения и рекомендации, которые легли в основу протокольных решений. Результаты выполнения намеченных решений планируется рассмотреть в рамках работы Подкомитета по вагоностроению по результатам работы первого полугодия 2016 года.